Главная » Статьи » Статьи

Всё что вы хотели знать о вине, но боялись спросить

Я постарался в этой статье максимально полно осветить вопрос о позволительности употребления вина христианами. Исходя из того, что с одной стороны Ветхий и Новый Заветы, являются для подавляющего большинства христиан неоспоримыми авторитетами, а также из-за отсутствия какого-либо другого общепринятого информационного ресурса - в своем обсуждении для защиты или опровержения чего-либо я по возможности ограничивался только ими. Все ссылки на греческий оригинал сделаны по отношению к  Byzantine/Majoritytextform, однако не расходятся и с UBS редакцией.

Для того чтобы не отнимать ваше время предлагаю ответить на следующий маленький тест и сравнить свои ответы с моими. Если вы ответили также как и я то во первых, я очень рад что наши мнения по этому вопросу сходятся, а во вторых, вы с чистой совестью можете уничтожить этот документ и заняться более важными делами. Если вы, на какой-либо вопрос затрудняетесь дать ответ, или ваш ответ противоположен тому, который указал я - рекомендую просмотреть мое обоснование, перед тем как удалить этот файл или обрушиться на меня с заслуженной критикой.

Употреблялось ли вино в Ветхозаветной Церкви? - ДА

 

Ответ, по-моему, не должен вызывать затруднений - на всякий случай приведу некоторые сноски:

Быт 9:21...; Быт 14:18; 3Царств 16:9..; 3Царств 20:16; 2Ездры 3:18..; Руфь 3:7; Песнь песней Соломона 5:1; Тов. 4:15.

 

Синодальный перевод достаточно скуп в передаче названий напитков встречаемых в Ветхом Завете, объединяя под общим словом "вино" несколько десятков еврейских и арамейских слов. Вот примеры некоторых из них:

"тирош"  - "новое вино",

"шекар" -  "крепкий напиток",

"йяйн"  -  "вино",

"азис" - "новое вино" или "сладкое вино",

"шемер" - густой, липкий сироп или пенящийся сок. Может относиться к любому типу вина.

 

Также свет на используемые в древности виды напитков проливают сторонние источники. Письма Тель-Армана, обнаруженные в 1887 году, и датируемые 1380 годом до Р.Х., показывают, например, что ячмень, мед и некоторые другие соки тоже использовались для создания крепких напитков.

 

Употреблялось ли вино современниками Иисуса Христа? - ДА

 

Ответ, по-моему, не должен вызывать затруднений - на всякий случай приведу некоторые сноски:

Иоан 2:9...; Мк 14:23; 1Еф 5:17-18

По сравнению со Старым Заветом сносок гораздо меньше, но все же надеюсь, мне не нужно будет прибегать здесь к дополнительной аргументации.

 

 

Употреблял ли Иисус Христос вино? - ДА

 

Ответ, по-моему, не должен вызывать затруднений - на всякий случай приведу некоторые сноски:

Мф 11:19; Мф 26:26...

Сносок еще меньше, но они, во-первых, относятся хоть и к ключевому, но все же одному человеку; а во-вторых, они достаточно убедительно это доказывают; также они повторяются во всех Евангелиях с одним и тем же смыслом.

 

 

Запрещалось ли употребление вина Иисусом Христом? - НЕТ

 

Сложно сказать, что Иисус умалчивал о вине. Притч связанных с виноградом и вином у него больше, чем каких-либо других. И ни где он не говорил о нем негативно: "Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой" (Мф 20:1)

"А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем" (Мф. 21:28)
"Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями." (Мф. 21:33...)

"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Иоан 15:1...)

"И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше." (Лук 5:37...)

 

Также учитывая, что жизнь Иисуса, является примером для подражания, для всех нас, стоит посмотреть, как Он относился к нему, будучи человеком.

Первое, что Он чудесным образом сделал - это создал вино:

"Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а тыхорошее вино сберег доселе." (Иоан 2:9...). Этот текст интересен и тем, что Иисус создал вино на свадьбе, где возможно его будут употреблять, не слишком осмотрительно ("напьются" не совсем точный перевод греческого mequsqwsin;  более дословно было бы перевести "опьянеют"), тем более это возможно учитывая качество и количество созданного Им вина. (Две или три меры составляют от семидесяти до ста литров. Если это умножить на  6 водоносов, то получим от 490 до 600 литров вина. Если на свадьбе присутствовала даже тысяча человек, то уже после того как они, возможно, напились им было предложено по дополнительных пол-литра вина.) Но вместе с тем это не остановило Его.

Более того, о Нем сложилось вполне определенное мнение: "Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам" (Мф 11:19).

Далее, заслуживает внимания последняя трапеза Иисуса, где Он употреблял вино:

"И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего." (Мф 25:26...)

Действительно Иисус больше не пил вино до вознесения:

"И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял" (Мк 14:23)

 

Отсюда можно сделать два ложных заключения:

1 - Иисус заповедал всем нам не пить вино пока не придем в Царствие Отца и
не будем пить истинное вино.

2 - Иисус заповедал пить вино только на таинстве евхаристии.

 

Первое отметается тем, что Иисус говорил исключительно в единственном числе, то есть только о Себе. Также в этом случае нужно отметать и таинство причащения. Если же он заповедал вкушать вино только на таинстве причащения, то странно звучат слова Павла: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (Тим. 5:23). Если же даже и не было бы этого стиха, то в хорошую ситуацию мы бы попали так категорично запрещая в быту то, что используется для таинств. Ведь на таинстве крещения мы используем воду. Отказаться ли нам мыться?

 

Было ли на таинстве причащения вино или сок? - ВИНО

 

В конфессиях не склонных к употреблению вина, и даже для причащения использующих сок или иной напиток, часто господствует мнение, что на тайной вечере и на последующих вечерях первых христиан использовалось не вино, а сок.

 

Но:

Время последнего сбора урожая винограда и празднование Пасхи разнесены на расстояние пяти, а то и шести месяцев, что, учитывая теплый климат и несовершенные технологии хранения, ставит под сомнение наличие несброженного виноградного сока во время вечери Господней.

Пасха совершается вечером  14-го НИСАНа (НИСАН, он же АВИВ, длится с середины марта до середины апреля), сбор урожая винограда начинался в месяце ТАММУЗ (длится с середины июня до середины июля), и завершался не позже месяца АФАНИМ (длится с середины ноября до середины октября). В месяцы находящиеся между этими двумя датами: БУЛ, КИСЛЕВ, ТЕВЕТ, ШЕВАТ, АДАР, а в високосный год еще и ВЕ-АДАР виноград не плодоносил. Использование вина, продукта квасного, было запрещено при праздновании иудейской пасхи на протяжении многих веков, но вошло в обиход за несколько веков до Пасхи совершенной Иисусом и используется евреями на этом празднике доныне.

 То что это был не сок подтверждается и тем, что христиане того времени употребляя на вечерях Господних напиток способный опьянить, явно не считали, что они употребляют что-либо отличное от того, что предложил Иисус апостолам:

1-е Коринфянам 11:20-21: "Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается." В оригинале стоит "mequei" что дословно переводится как "становится пьяным".

 

Разрешалось ли в первоапостольской Церкви употребление вина кроме как на таинстве причащения? - ДА

 

Трактуя притчу о ближнем можно допустить употребление вина внешне:

"Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем" (Лук 10:33...).

 

В наставлении к Тимофею 5:23 мы видим если и не приказ, то рекомендацию допускающую употребление вина и внутренне: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов."

К сожалению, в последнее время все чаще приходится слышать, что Тимофею Павел велел употреблять вино смешанное с водою с целью размягчения стула, однако тут следует во первых обратить внимание что по тексту идет "употребляй", а не "добавляй", так что более приемлемо, то что Тимофею рекомендовалось пить вино отдельно от воды. Во вторых я ни в официальной, ни в народной медицине не встречал подобного рецепта от запоров, и осмелюсь сказать, личные опыты не дали приемлемого результата. Также во 2 кн. Маккавейской 15:39 написано: "Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду, между тем вино, смешанное с водою, сладко и доставляет удовольствие". Так что даже если Тимофей и смешивал вино с водой, он врядле достигал значительного слабительного эффекта, а вот удовольствие мог и получать.

Можно сослаться на то что Тимофей вина вообще не пил до этого, но как мы видим, по крайней мере в данном случае это Павлом не приветствовалось.

 

Исходя из вышеизложенного можно пока прийти к следующему, уже более близкому к истине заключению, что вино позволено употреблять как внешне, так и внутренне только в качестве лечебного средства.

 

Допускалось ли первоапостольской церковью употребление вина в повседневной жизни и кроме как в медицинских целях? - ДА

 

Если бы Христос ограничивал употребление вина только медицинскими нуждами, то тем самым, Его жизнь перестала бы быть для нас примером, а напротив стала бы сплошным соблазном (вспомним стихи Иоан 2:9... и Мф 11:19).

Первоапостольская церковь это понимала : "Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом" (1Еф 5:17-18).

После того как Павел осудил беспорядки в Коринфской церкви во время вечерь любви: ":ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается" он порекомендовал есть и пить по домам до общих собраний: "Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю." (1Кор.11:21-22)

Далее следует, опять же, обратится к буквальному переводу:

1-е Тимофею 3:8 "Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы:" к сожалению не совсем точно передает греческий "diakonouV wsautwV semnouV mh dilogouV mh oinw pollw prosecontaV mh aiscrokerdeiV". Более правильно это "mh oinw pollw prosecontaV" звучит как  "не вина много держащиеся".

Также,

К Титу 2:3 "чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру:", передающее греческое "presbutidaV wsautwV en katasthmati ieroprepeiV mh diabolouV mh oinw pollw dedoulwmenaV kalodidaskalouV"  более точно "mh oinw pollw dedoulwmenaV"переводится как "не вином многим порабощенных".

Итак, члены Новозаветной Церкви пили вино, и по всей видимости не только тогда когда им это требовалось для медицинских целей. И осуждается здесь не употребление вина, а именно злоупотребление.

Часто в ответ на данный вопрос оппоненты приводят начало 1Кор.10:21 "Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую", аргументируя (хоть и в отрыве от истинного контекста главы) свой запрет на вино. Мне остается только процитировать стих до конца: "не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской" и предложить им не есть больше и хлеба кроме как на таинстве причащения.

 

Имеет ли вино, употребляемое нами сейчас какие либо существенные отличая от употребляемого в Ветхом Завете и в первоапостольской Церкви? - НЕТ

 

Объясню на случай если вас удивляет зачем столько внимания я уделил, казалось бы столь ясному вопросу. Это связано с некоторыми замечаниями, дошедшими до меня и ссылающимися на то, что в старозаветное время и в первоапостольской Церкви вино, возможно, делалось по другим рецептам и с использованием других технологий. Что оно, возможно, не содержало алкоголя и/или не обладало отрицательным действием на организм человека присущего вину, изготовляемому по современным технологиям. А именно, что вино, используемое в первоапостольской Церкви и ранее не действовало разрушающее на работу головного мозга, и как следствие не приводило к потере человеком контроля над собой и своими действиями.

 

Вино в Ветхом Завете

Не могу сказать с уверенностью что вино, используемое в Ветхом Завете, не содержало алкоголя, но оно явно действовало одурманивающе, и обладало сходным с алкоголем действием. Можно сказать, что "то вино", как бы странно это не прозвучало, не обладало негативными дурманящими качествами. Но им можно было, буквально напился допьяна с теми же симптомами, что и сейчас алкоголем:

"И составил против него заговор раб его Замврий, начальствовавший над половиною колесниц. Когда он в Фирце напился допьяна в доме Арсы, начальствующего над дворцом в Фирце, тогда вошел Замврий, поразил его и умертвил его, в двадцать седьмой год Асы, царя Иудейского, и воцарился вместо него." (3Царств 16:9..) Нарушена реакция, и возможно функциональность?

"...Венадад же напился допьяна в палатках вместе с царями, с тридцатью двумя царями, помогавшими ему." (3Царств 20:16) Далее он принял не совсем верное решение. Нарушение в работе мышления?

Тот же Ной который насаживал виноградник, в следующих стихах уже: "...и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем: Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его..."(Быт 9:21...)

Во второй книге Ездры 3:18.. вообще дается детальное описание действий вина: "О, мужи! Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его; оно делает ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, одним умом; и всякий ум превращает ввеселие и радость, так что человек не помнит никакой печали и никакого долга, и все сердца делает оно богатыми, так что никто не думает ни о царе, ни о сатрапе, и всякого заставляет оно говорить о своих талантах. И когда опьянеют, не помнят о приязни к друзьям и братьям и скоро обнажают мечи, а когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали. О, мужи! Не сильнее ли всего вино, когда заставляет так поступать? И, сказав это, замолчал."

 

Вино в первоапостольской Церкви

 

Повторно приведу полностью стихи Иоан 2:9-10 с уже логическим разбором сказанного:

"Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе".

Сейчас стоит более внимательно присмотреться к словосочетанию "а когда напьются". Если предположить, что это было, что-то вроде компота (или чего-либо другого не притупляющего способность адекватного восприятия), то по личному рассуждению каждый может понять, что человек, будучи сильно жаждущим, готов пить хоть из лужи, с опасностью умереть через неделю от кишечного заражения. Если же он уже немного утолил жажду, каким либо образом, он сначала посмотрит, достаточно ли чистая вода, чтобы не отравиться. На следующей стадии он решит, что лучше подождать некоторое время, пока она не вскипятится. Потом, он уже не станет пить пустую воду, а добавит травы, чтобы выпить чай, ну и так далее. Тоже правило справедливо и для твердой пищи. Умирающий с голода человек ест улиток и выкапывает червяков. Насытившись немного, он уже побрезгует червяками, но с удовольствием съест заплесневелую корочку хлеба. Потом, побрезгует корочкой, но съест ломоть хлеба, и т.д., пока в итоге не начнет воротить нос от блюд лучших поваров мира. В общем, вывод один: если потребляемое не притупляет восприятия, с ходом насыщения повышаются требования и к качеству потребляемого. Здесь же мы ясно видим, что гости явно теряли способность определять насколько хорошего качества перед ними вино. Потеря ими этой способности при употреблении подаваемого вина, явно не вызывала удивления у распорядителя, а как результат представлялась вполне логичной. Настолько логичной, что привела и к созданию правила полностью противоречащего ранее мной доказанному. А именно употреблять от хорошего к плохому, вместо от плохого к хорошему. И распорядитель настолько поразился не следованию этому правилу, что позволил себе даже сделать замечание жениху.

Однако если кого-то не устроит это логическое объяснение рекомендую обратиться к

Деян 2:13; 1Петр 4:3; Рим. 13:13; 1Кор 5:11, 6:10; Гал. 5:21; Тим 3:3; Тит 1:7, а также к греческому оригиналу, где на месте слова <напьются>стоит mequsqwsin дословно переводимое как "опьянеют".

 

Вывод

Итак, мы видим, что как в Ветхом Завете, как при жизни Иисуса Христа, так и в первоапостольской Церкви вино обладало отрицательными характеристиками при его злоупотреблении. Соответственно, даже если химический состав вина того времени был отличен от вина производимого сегодня, то оказываемое на организм действие этих двух типов вин осталось практически неизменным и следовательно химический состав вина не тот критерий который можно было бы использовать аргументируя запрет на употребление вина современного. Слишком утопично для нашего времени желание есть и пить пищу и питье качества тех времен. Если уж на то пошло, то и хлеб для причастия, по каким бы древним рецептам он не был сделан, все же не тот, что приняли апостолы из рук Христа, и уж конечно невозможно для ныне обращенного войти в туже воду в которой крестил Иисус, пусть это даже вода Иордана.

 

Оправдано ли злоупотребление вином? - НЕТ

 

Писание нигде не запрещало всеобщего употребления вина, всегда вместе с тем предостерегая против злоупотребления им:

"...Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем" (Тов. 4:15)

"Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом" (1Еф 5:17-18).

 

 

Оправдан ли ввод более позднего запрета на употребление вина для Церкви кроме как на причащении? - НЕТ

 

Церковь обладает всей полнотой власти и может решать что хорошо, а что плохо:

":что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Матф 18:13)

":мы знаем, потому что мы все имеем знание:"(1Кор 8:1)

Но эти решения должны приниматься для решения относительно новых проблем, для которых не существовало решения ранее. Это вполне обосновано в силу того, что Церковь живет, а стало быть, учиться и развивается. Также, все новые решения и постановления не должны противоречить общему духу Писания и в особенности Нового Завета: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема." ( Гал. 1:8,9) Совершенно неразумно желание пастыря быль строже своего Господа и налагать "на людей бремена неудобоносимые".

 

 

Оправдано ли употребление алкогольных напитков кроме вина? - ДА

 

Вино не являлось единственным видом алкогольного напитка. Сикера, например, употреблялась наравне с вином:  Втор. 14:26; Судей 13:4; Лук 1:15;:

 

 Если вы согласны с аргументацией предыдущих пунктов, то также согласитесь, что если напиток идет на пользу здоровья и самочувствия, и вы не злоупотребляете им, то его употребление вами вполне оправдано.

 

 

 

 Христиане не должны употреблять вино, потому что они назореи? - НЕТ

 

Высокое звание и похвальное решение. Но дорогой друг, не слишком ли ветхозаветно ты понимаешь этот термин? Иисус нам открыл новое значение Ветхого Завета, это не просто "не убий", "не укради", и "не вкуси". Ветхий Завет для христианина это скорее не образ жизни, а состояние души. Если ты видишь необходимость к этому состоянию души приложить еще и исполнение правил в их ветхозаветном понимании, то может это и хорошо, судить не мне. Я же замечу только, что назорей не должен ни есть, ни пить ничего, что имеет хоть какой-то намек на наличие винограда, а также ему запрещено стричь волосы на голове (последнее относится и к бороде и усам) (Числ. 6:2-12). Если ты назорей и обосновываешь свой отказ от вина тем, что назореям запрещено употреблять вино, то стоило бы быть последовательным в своих решениях. Если назорей съедал виноград или что-либо его содержащее, прикасался к мертвому телу или срезал волосы, то он автоматически терял привилегию называться назореем.  Если же ты решил исполнять ветхозаветный устав назорействатолько в части запрета на вино, то не стоит называть это и назорейством.

Ты назорей как и Иисус который срезал волосы и прикасался к мертвым, но все-таки назывался назореем? Но если ты прочитаешь внимательно ранее мной изложенное Иисус, будучи последовательным в своих действиях допускал употреблять и вино. Звание же назорея Он носит не, потому что поступал “по букве”, а “по духу”.

И уж если ты видишь для себя неприемлемым употребление вина в любом виде, то зачем ты свой подвиг воздержания (а может просто неприязнь к вину) хочешь возложить и на других ищущих Бога? Я, например, не люблю конфеты. Они вредны для здоровья (о чем свидетельствует и медицина) и в Библии совсем не упоминается что христиане первых веков их употребляли (в отличие от вина). Имею ли я право быть столь же категоричен, навязывая запрет на их употребление и другим христианам? Вряд ли.

 

 

 Христиане не должны употреблять вино, потому что они члены царственного священства и соответственно священники? - НЕТ

 

Не меньшим священником являлся и Иисус, пребывая в теле, а Он не считал разумное употребление вина помехой для своего служения. Предполагая же, что на Иисуса  вино оказывало действие отличное от действия оказываемого вином на других людей, мы должны ипредположить что тело Иисуса было не таким как у нас, а, следовательно, поставить под сомнение степень ощущения Им усталости, горя, боли. Поставить под сомнение, что Иисус исполнив Закон Ветхозаветный, исполнил его как человек, а не как Бог. Поставить под сомнение всю Библию, а соответственно и свое членство в царственном священстве.

 

 

   Подведение итогов

 

Приведу дополнительно реальную историю из жизни одного монастыря: в нем повару приходилось выбрасывать много дорогой и разнообразной еды, к которой даже не прикасалась братия, обходящаяся простой грубой пищей для стяжания более совершенных венцов. И он решил не подавать все это, что бы зря не готовить и не выбрасывать. А сам, в освободившееся от готовки время стал делать рогожи (грубая одежда производимая для продажи). Через некоторое время монастырь навестил старец, духовный наставник этого монастыря. Как думаете, похвалил ли старец повара за столь бережливое отношение к монастырским запасам и столь рациональное использование свободного времени? Старец приказал сжечь сделанные поваром рогожи, и подавать братии еду по уставу, ибо многих венцов она лишилась, и некоторые, возможно, соблазнились о еде. Подвиг только тогда подвиг, когда делается не по безвыходности.

 

Итак, категорический запрет на употребление вина для всех членов церкви можно расценивать как впадение в ересь и лжеучение. Но вместе с тем принятие обета отдельными членами церкви не употреблять вино кроме как на таинстве причащения вполне законно и при ревностном и разумном исполнении принесет им немалую духовную пользу.

 

 

В завершении хочется с прискорбием вспомнить о безнаказанном использовании церковной символики в ширпотребе. При принятии Закона о свободе совести в 1990 г., Патриарх Алексий предлагал, чтобы законодательно предписывалось согласовывать такого рода вещи с Церковью, но это предложение так и не было услышано.



Источник: http://www.bible.in.ua/Doc/vino.htm
Категория: Статьи | Добавил: admin (24.04.2014) | Автор: Алексей Винокуров
Просмотров: 370 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Это может вас заинтересовать